совместный проект
на главную
Как создаются кинотрюки с машинами на льду
Погони, аварии и трюки особенно круто выглядят зимой — и мы расскажем, как они снимаются
Воссоздаем элементы экстремального вождения
5 самых запоминающихся погонь в кино
Сцены, которые точно запомнились всем,
кто их видел
Страх и трюк —
это два брата
Каскадеры откровенно рассказали
главное о своей работе
как
создаются кинотрюки
с машинами на льду
Адреналиновые погони, жуткие аварии и головокружительные автомобильные трюки — любой высокобюджетный блокбастер трудно представить без всего этого. Особенно круто такие сцены выглядят зимой — на льду и снегу. И мы расскажем, как они снимаются.
Как готовятся к съемкам погонь?

Даже современная CGI-графика отрицательно сказывается на реалистичности экшн-сцен, если ею сильно злоупотреблять, потому в серьезных фильмах обычно полагаются на каскадеров и реальные съемки. Компьютерные эффекты в таких случаях используются как дополнение: они помогают сделать картинку «сочнее», убрать из кадра операторское оборудование и добавить нужный фон.

На подготовку масштабной сцены погони могут уйти месяцы. Сценаристам и режиссеру приходится тщательно прорабатывать каждую деталь вместе с художником-постановщиком, локейшн-скаутами и каскадерами. А последние перед съемками долго и упорно тренируют нужные трюки — сначала за рулем тачек попроще и только затем осваивая «боевые» автомобили.

Сами съемки ведутся с помощью операторских машин с камерой, закрепленной на особом кране. Помимо водителя в таких автомобилях всегда находится сразу несколько членов съемочной группы, поскольку в одиночку управиться с такой камерой невозможно. И да, машины обязательно должны быть матово-черными, чтобы не отражать свет.

Не все знают, как операторам удается снять актеров в несущихся на полной скорости машинах во время зрелищных разворотов или заносов. Тут есть два секрета, первый — использование низкорамного грузовика с мощным мотором, на подвеску которого устанавливают кузов машины без колес и мотора. Туда сажают актеров, которым не надо рулить, эта работа ложится на плечи управляющего грузовиком каскадера.

Впервые до такого додумались в самом первом «Форсаже», после чего идею переняли во многих других фильмах.

Другой, более современный, способ — так называемая pot car. Это машина со специальной кабиной на крыше, где размещены руль, КПП и педали, — оттуда каскадер управляет автомобилем. Актеру же остается сидеть с пафосным видом в салоне и красиво изображать, что это он рулит машиной.

Хотя среди актеров есть те, кто стремится исполнять трюки самостоятельно, большинство все же полагается на профессионалов. Каскадер — это гарантия того, что трюк удастся на все 100%. Особенно это касается сцен на льду, где важно уметь ювелирно работать педалями и сверхчутко рулить, — недаром у некоторых каскадеров есть раллийный опыт.

Стопроцентную безопасность для каскадера гарантировать невозможно. Но для этого делается все возможное: используются каркасы безопасности, шлемы и даже система HANS, защищающая голову и шею, — это техническое устройство применяют в «Формуле 1» и почти всех серьезных гоночных чемпионатах.

А в чем особенности зимних экшн-сцен?

Сперва важно определиться с местом съемки, а это далеко не так просто, как кажется. Если со «снежными» сценами все еще относительно несложно, то найти подходящую локацию для ледовой погони уже сложнее. Даже в самых холодных областях планеты условия для съемок могут быть подходящими только в небольшой период времени.

Например, знаменитый побег героев «Форсажа 8» от русских военных и атомной субмарины снимался на льду исландского озера Мьиватн. При этом работу пришлось начать до официального старта съемок, так как только зимой толщина льда озера составляла необходимые 25 дюймов. И даже этого не всегда хватало — продакшн-команде приходилось использовать ледовые комбайны, чтобы намораживать идеально ровный лед для съемок.

Создатели фильма «Умри, но не сейчас» снимали сцену «сражения на машинах» между Джеймсом Бондом и его противником Цао также в Исландии. Чтобы добиться нужной толщины льда, пришлось построить мини-плотину и запрудить реку, связывающую озеро с океаном, – иногда приходится идти и на такое.

Чтобы добиться нужной толщины льда, пришлось построить мини-плотину и запрудить реку, связывающую озеро с океаном, – иногда приходится идти и на такое.

А в «007: Спектр» можно увидеть, как Бонд в Альпах на легком самолете преследует преступников, похитивших главную героиню. Те пытаются скрыться на Range Rover и Land Rover Defender, но в реальности они бы далеко не уехали — эти машины не предназначены для езды по горным склонам и быстро провалились бы в снег. Однако специально нанятые рабочие каждый вечер поливали трассу водой до образования ледяной корки, и та выдерживала немалый вес автомобилей.

Добавьте ко всему этому трудности с логистикой, доставкой реквизита, проживанием съемочной группы, а также лютый холод и ветер — и вы поймете, почему организовать съемки ледовых сцен сложнее, чем снять обычную погоню.

Какие машины используют в трюках?

В высокобюджетных блокбастерах, где машины взрываются и врезаются во все подряд в промышленных масштабах, не экономят на реквизите. У каждого важного автомобиля есть несколько «дублеров» — простой на съемочной площадке обойдется студии дороже ремонта. Кроме того, съемки одной и той же машины часто проходят одновременно в нескольких местах.

Ну а для экономии на починке машины предварительно унифицируют — ставят одни и те же мотор, трансмиссию, детали кузова и переделывают подвеску под жесткие требования киноделов.

На площадке может находиться сотня машин, и если им всем подходят одинаковые запчасти, то ремонт становится проще и занимает меньше времени. Для подготовки к жестким столкновениям автомобили укрепляют тяжелой сталью, сваривают каркас безопасности и усиливают дверные панели ребрами жесткости. Кроме того, отключаются электронные помощники (АБС, трекшн-контроль) и убираются подушки безопасности.

Очень редко в экшн-сценах используются серийные машины — практически всегда их приходится дорабатывать или переделывать вручную под определенные цели. «Главную» машину называют hero-car — ее обычно показывают в сценах с крупным планом, а потому она должна смотреться безупречно. Зачастую этот автомобиль обходится без существенных переделок. А вот в трюковых сценах ее обычно дублируют удешевленные «реплики» с совсем иной внутренней начинкой. Зачастую они представляют собой трубчатый каркас, поверх которого установлены пластиковые кузовные панели той же формы, что и у нужной модели.

Машины обычно берутся у автоконцернов, которые предоставляют технику на правах рекламы, — так давно поступают создатели картин про Джеймса Бонда, киносериалов «Миссия невыполнима», «Трансформеры» и других фильмов. Для некоторых картин технику собирают специально — вы вряд ли где-нибудь увидите такие машины, как в последнем «Безумном Максе», например. Что касается тачек, которые идут в расход на заднем плане в разрушительных сценах, то тут набираются списанные авто.

Что особенного в подготовке машин к гонкам на льду?

Экстремальное вождение на льду сопряжено с массой сложностей и вызовов, но зато и выглядит круче приевшихся асфальтовых покатушек. Для зрелищных заносов на снегу и льду машина должна быть оснащена механической КПП, а также задним или полным приводом — выбор тут зависит от условий и требований к трюкам в конкретном фильме.

Если привод передний, то машину приходится конкретно переделывать, как это произошло с Dodge Charger Доминика Торетто в «Форсаже 8».

Там от оригинальной машины вообще осталось немного: кроме полного привода автомобиль получил новый мотор, задний мост, особую подвеску и раздаточную коробку.

Вся электроника, включая АБС, тоже идет под нож и на время съемок отключается. Иногда ставятся гидравлические ручники, как на настоящих раллийных машинах и дрифт-карах. И разумеется, самое главное — для зимних сцен на машины обязательно ставят специальные шипованные шины. Они несколько отличаются от серийных моделей: шипов в пятне контакта с дорогой на такой резине больше, и обычно они длиннее и эффективнее. Резиновая смесь протектора также должна сохранять эластичность при низких температурах и надежно удерживать шипы — по этим параметрам колеса также обязаны чуть превосходить «гражданскую» резину. Но при этом такие шины и быстрее изнашиваются — особенно в условиях жесточайшей нагрузки во время трюков.

Стальные шипы — это, пожалуй, важнейший компонент в экстремальном зимнем вождении. Без них любой ас за рулем будет выглядеть беспомощно — его будет крутить и разворачивать, и это будут отнюдь не виртуозные трюки. И любимыми жителями мегаполисов фрикционными зимними шинами шипы здесь не заменить.

Обычно каскадеры тратят день-два на тесты шипов, определяя, какие именно шипованные шины обеспечат наилучшее сцепление для каждого конкретного автомобиля. До и во время съемок «007: Спектр» каскадеры гоняли по снегу и льду полтора месяца, а на машины тогда поставили шины с пятимиллиметровыми шипами. Для сравнения: на резине для легковых автомобилей шипы выступают из протектора на 1-2 мм.

Но вообще это далеко не предел: скажем, в профессиональных мотогонках на льду используются колеса с шипами длиной в 28 мм! Серьезных фильмов с такими жутко выглядящими байками еще не снимали. Возможно, это станет отличным способом впечатлить зрителей в каком-нибудь двадцать шестом «Форсаже».

Какие еще тонкости есть в съемках зимних сцен?

В сцене ледовой погони в «Форсаже 8» было задействовано большое количество транспорта, зачастую весьма тяжелого, поэтому съемочной группе пришлось много времени уделять безопасности. На съемки пригласили спасателей, врачей, а также инженеров, которые измеряли толщину льда и определяли, сколько килограммов веса на квадратный километр он мог выдержать.

Все машины должны были стоять не ближе 10-15 метров друг к другу — в противном случае они могли просто провалиться.

К легкому танку Ripsaw, который весит более шести тонн, все даже подойти боялись. Работать приходилось в разных частях озера, чтобы не подвергать лед излишней нагрузке.

В знаменитой сцене всплытия субмарины прямо под машинами почти все делалось вживую. Взрывотехники установили заряды подо льдом, после чего машины на тросах и буксирных кабелях подтащили к заминированному месту. Затем заряды взорвали — и техника зрелищно взлетела в воздух на несколько метров вместе с кусками льда и образовавшимися водяными гейзерами. И уже к этим кадрам с помощью CGI-графики потом добавили подлодку — настоящую субмарину даже бюджет «Форсажа» не потянул бы.

Поделиться статьей:
читайте также: